Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России», являющиеся составителями ежегодного Национального туристического рейтинга, провели при участии исследовательского агентства BCGroup новое масштабное исследование с целью выявить наиболее известные, узнаваемые и привлекательные для туристов региональные бренды.
Получился список из 1000 региональных туристических брендов. Все собранные бренды были разделены на 5 групп: «Объекты показа (достопримечательности, места отдыха, географические и промышленные объекты)», «Туристические маршруты», «Мероприятия событийного туризма», «Гастрономические бренды» и «Народные художественные промыслы». После предварительного отсева экспертами ЦИК «Рейтинг» и журнала «Отдых в России» было отобрано 425 наименований, которые и вошли в итоговую таблицу для опроса граждан.
Опрос был сосредоточен на двух основных задачах:
✱Оценить уровень узнаваемости (известность) продвигаемых региональных туристических брендов среди россиян.
✱Оценить туристическую привлекательность брендов, то есть выявить наличие желания совершить путешествие в регион нахождения бренда.
Опрос проводился с 13 по 19 февраля 2017 года при участии исследовательского агентства BCGroup. Были собраны и обработаны более 1000 анкет жителей всех регионов России.
В анкете со списком брендов и указанием регионов, к которым они относятся, респондентам задавалось три вопроса с просьбой ответить «да» или «нет»:
✱Известен ли данный бренд лично Вам? (Критерий – «узнаваемость бренда».)
✱Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом? (Критерий – «связь бренда с регионом».)
✱Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе ознакомиться с данным брендом? (Критерий – «туристическая привлекательность бренда».)
Эти три критерия и легли в основу рейтинга.
ТОП-100 туристических брендов России
Туристический бренд | Регион | Известен ли данный бренд лично Вам, % | Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % | Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % | Общее количество баллов (1% = 1 балл) |
1. Третьяковская галерея | Москва | 94 | 94 | 92 | 280 |
2. Московский Кремль | Москва | 99 | 99 | 81 | 279 |
3. Государственный Эрмитаж | Санкт-Петербург | 95 | 95 | 88 | 278 |
4. Музей-заповедник «Петергоф» | Санкт-Петербург | 93 | 90 | 93 | 276 |
5. Большой театр | Москва | 95 | 95 | 85 | 275 |
6. Исаакиевский собор | Санкт-Петербург | 92 | 89 | 93 | 274 |
7. Тульский пряник | Тульская область | 95 | 98 | 80 | 273 |
8. Красная площадь | Москва | 98 | 97 | 73 | 268 |
9. ВДНХ | Москва | 94 | 93 | 80 | 267 |
10. Сочи | Краснодарский край | 97 | 93 | 75 | 265 |
11. Белые ночи | Санкт-Петербург | 93 | 86 | 85 | 264 |
12. Парад Победы 9 мая | Москва | 89 | 95 | 79 | 263 |
13. Курорт «Роза Хутор» | Краснодарский край | 93 | 86 | 83 | 262 |
14. Разводные мосты | Санкт-Петербург | 93 | 92 | 76 | 261 |
15. Озеро Байкал | Иркутская область | 89 | 87 | 84 | 260 |
16. Остров Валаам | Республика Карелия | 89 | 86 | 84 | 259 |
17. Маршрут «Золотое кольцо России» (Владимир и Суздаль) | Владимирская область | 88 | 88 | 82 | 258 |
18. Эльбрус | Кабардино-Балкарская Республика | 95 | 84 | 78 | 257 |
19. Анапа | Краснодарский край | 95 | 95 | 66 | 256 |
20. Нижегородский кремль | Нижегородская область | 87 | 89 | 79 | 255 |
21. Музей-заповедник «Кижи» | Республика Карелия | 89 | 86 | 79 | 254 |
22. Алтайский мед | Алтайский край | 91 | 89 | 73 | 253 |
23. Адыгейский сыр | Республика Адыгея | 89 | 89 | 74 | 252 |
24. Тульский самовар | Тульская область | 93 | 87 | 71 | 251 |
25. Река Енисей | Красноярский край | 89 | 77 | 84 | 250 |
26. Великий Устюг – родина Деда Мороза | Вологодская область | 93 | 89 | 67 | 249 |
27. Геленджик | Краснодарский край | 95 | 87 | 66 | 248 |
28. Свято-Троицкая Сергиева лавра | Московская область | 87 | 87 | 73 | 247 |
29. Мамаев курган | Волгоградская область | 90 | 73 | 83 | 246 |
30. Мемориальный комплекс «Курская дуга» | Курская область | 83 | 93 | 69 | 245 |
31. Муром – родина Ильи Муромца | Владимирская область | 84 | 82 | 78 | 244 |
32. Озеро Селигер | Тверская область | 89 | 80 | 73 | 242 |
33. Вологодское масло | Вологодская область | 89 | 89 | 63 | 241 |
34. Астраханский арбуз | Астраханская область | 83 | 84 | 73 | 240 |
35. Винный дом «Абрау-Дюрсо» | Краснодарский край | 84 | 88 | 67 | 239 |
36. Изделия из янтаря | Калининградская область | 86 | 78 | 73 | 237 |
37. Вулканы Камчатки | Камчатский край | 78 | 78 | 79 | 235 |
38. Ласточкино гнездо | Республика Крым | 83 | 84 | 67 | 234 |
39. Ливадийский дворец | Республика Крым | 83 | 77 | 73 | 233 |
40. Кавказские Минеральные Воды | Ставропольский край | 84 | 82 | 66 | 232 |
41. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» | Тульская область | 82 | 83 | 66 | 231 |
42. Ярославль – столица Золотого кольца России | Ярославская область | 79 | 78 | 73 | 230 |
43. Вологодское кружево | Вологодская область | 81 | 84 | 64 | 229 |
44. Тамбовская картошка | Тамбовская область | 77 | 89 | 62 | 228 |
45. Гжельская керамика | Московская область | 78 | 76 | 73 | 227 |
46. Ханский дворец в Бахчисарае | Республика Крым | 82 | 82 | 62 | 226 |
47. Саяно-Шушенская ГЭС | Республика Хакасия | 89 | 77 | 59 | 225 |
48. Оренбургский пуховый платок | Оренбургская область | 84 | 84 | 56 | 224 |
49. Река Амур | Амурская область | 78 | 67 | 78 | 223 |
50. «Массандра» (винодельческое производство) | Республика Крым | 78 | 75 | 69 | 222 |
51. Соловецкий архипелаг | Архангельская область | 78 | 65 | 78 | 221 |
52. Павлопосадский платок | Московская область | 84 | 80 | 56 | 220 |
53. Пожарские котлеты | Тверская область | 84 | 62 | 73 | 219 |
54. Жостовские расписные подносы | Московская область | 78 | 67 | 73 | 218 |
55. Курорт Домбай | Карачаево-Черкесская Республика | 78 | 61 | 78 | 217 |
56. Белое море | Архангельская область | 76 | 56 | 84 | 216 |
57. Костромской сыр («Кострома Сырная») | Костромская область | 77 | 77 | 61 | 215 |
58. Гусь-Хрустальное стекло | Владимирская область | 83 | 69 | 62 | 214 |
59. Курорт Архыз | Карачаево-Черкесская Республика | 78 | 62 | 73 | 213 |
60. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь | Московская область | 77 | 84 | 51 | 212 |
61. Хохломская роспись | Нижегородская область | 84 | 60 | 67 | 211 |
62. Музейный комплекс «Куликово поле» | Тульская область | 81 | 73 | 56 | 210 |
63. Курская магнитная аномалия | Курская область | 75 | 89 | 45 | 209 |
64. Ростовский кремль | Ярославская область | 76 | 65 | 67 | 208 |
65. Космодром Восточный | Амурская область | 80 | 65 | 62 | 207 |
66. Курильские острова | Сахалинская область | 78 | 72 | 56 | 206 |
67. Успенский собор | Владимирская область | 73 | 65 | 67 | 205 |
68. Липецкая минеральная вода | Липецкая область | 67 | 72 | 65 | 204 |
69. Гора Казбек | Республика Северная Осетия — Алания | 84 | 57 | 62 | 203 |
70. Софийский собор | Новгородская область | 70 | 59 | 73 | 202 |
71. Город Азов | Ростовская область | 73 | 76 | 51 | 200 |
72. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь (колыбель династии Романовых) | Костромская область | 68 | 61 | 70 | 199 |
73. Дельта Волги | Астраханская область | 67 | 62 | 69 | 198 |
74. Выборгский замок | Ленинградская область | 56 | 67 | 74 | 197 |
75. Маршрут «Янтарный край» | Калининградская область | 50 | 67 | 79 | 196 |
76. Вологодский лен | Вологодская область | 62 | 73 | 57 | 192 |
77. Палехская миниатюра и иконопись | Ивановская область | 73 | 56 | 62 | 191 |
78. Донская уха | Ростовская область | 56 | 67 | 67 | 190 |
79. Белевская пастила | Тульская область | 62 | 62 | 65 | 189 |
80. Строганина | Республика Саха (Якутия) | 78 | 43 | 67 | 188 |
81. Маршрут «Долина Гейзеров» | Камчатская область | 47 | 62 | 78 | 187 |
82. Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» | Белгородская область | 73 | 51 | 62 | 186 |
83. Остров Ольхон | Иркутская область | 51 | 50 | 84 | 185 |
84. Маршрут «Ульяновск – родина В.И. Ленина» | Ульяновская область | 67 | 78 | 39 | 184 |
85. Генуэзская крепость | Республика Крым | 66 | 62 | 55 | 183 |
86. Донские раки | Ростовская область | 55 | 66 | 61 | 182 |
87. Калининградские курорты Зеленоградск и Светлогорск | Калининградская область | 56 | 56 | 69 | 181 |
88. Тебердинский заповедник | Карачаево-Черкесская Республика | 62 | 39 | 79 | 180 |
89. Резиденция Снегурочки (Кострома – родина Снегурочки) | Костромская область | 56 | 56 | 67 | 179 |
90. Шашлык из барана | Республика Дагестан | 67 | 44 | 67 | 178 |
91. Айран | Республика Хакасия | 84 | 34 | 59 | 177 |
92. Город-курорт Белокуриха | Алтайский край | 56 | 51 | 69 | 176 |
93. Медовуха | Владимирская область | 73 | 45 | 57 | 175 |
94. Гора Белуха | Республика Алтай | 56 | 56 | 62 | 174 |
95. Коломенская пастила | Московская область | 51 | 67 | 55 | 173 |
96. Кумыс | Республика Башкортостан | 84 | 34 | 54 | 172 |
97. Мичуринские яблоки | Тамбовская область | 56 | 56 | 59 | 171 |
98. Маршрут «Малое Золотое кольцо Владимирской области» | Владимирская область | 52 | 62 | 56 | 170 |
99. Ижевск – оружейная столица России | Республика Удмуртия | 72 | 52 | 45 | 169 |
100. Полярный круг | Ямало-Ненецкий автономный округ | 70 | 45 | 53 | 168 |
По совокупности набранных баллов по трем критериям в ТОП-100 российских брендов вошли 62 объекта показа (это географические объекты, курорты, места отдыха, достопримечательности и даже известные промышленные объекты), 5 туристических маршрутов, 1 мероприятие, 21 гастрономический бренд и 11 народных художественных промыслов.В результате опроса были получены следующие показатели известности и туристической привлекательности российских брендов.
В пятерку лидеров ожидаемо вошли объекты Москвы и Санкт-Петербурга: это Третьяковская галерея, Московский Кремль, Государственный Эрмитаж, музей-заповедник «Петергоф» и Большой театр. Из них наилучшим образом ассоциируется с указанным регионом Московский Кремль (99%), а наибольшее число респондентов хотели бы посетить «Петергоф» (93%).
На 6-й позиции расположился Исаакиевский собор, который имеет меньшую известность и ассоциацию с регионом, чем у пятерки лидеров, но при этом один из самых высоких показателей по туристической привлекательности (93%).
Неожиданно для составителей рейтинга на 7-ю позицию по совокупности баллов вышел гастрономический бренд «тульский пряник». Имея высочайшую известность и прямую связь с Тульской областью, пряник, обошедший Красную площадь (8-е место) и ВДНХ (9-е место), притягивает потенциальных туристов. Несомненно, попадание этого бренда в десятку лидеров рейтинга – это настоящая сенсация.
Замыкает первую десятку город-курорт Сочи. Примечательно, что респонденты на вопрос, хотели бы они посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, ответили положительно только в 75% случаев. Меньше результат в первой десятке только у Красной площади – 73%. Это можно объяснить тем, что многие россияне уже побывали и на главной площади столицы, и на самом популярном российском курорте.
Вторая десятка лидеров получилась не менее интересной. Известнейший бренд Санкт-Петербурга – «белые ночи» – занял 11-е место. Прямо за ним следует бренд-событие московский Парад Победы 9 мая. Включить Парад Победы в мероприятия событийного туризма было коллективным решением составителей рейтинга. Ведь такого шикарного праздничного представления точно нет ни у одной страны в мире! Забегая вперед, отметим, что парад стал единственным мероприятием событийного туризма, вошедшим в ТОП-100 нашего рейтинга. Остальные события не набрали большого количества баллов, а наиболее известные из них собраны нами в отдельную таблицу – ТОП-25 мероприятий событийного туризма, – которая опубликована ниже.
Курорт «Роза Хутор» и разводные мосты Санкт-Петербурга имеют одинаковую узнаваемость у 93% респондентов, но горнолыжный курорт обошел Северную столицу по туристической привлекательности. Это один из примеров, когда молодой и коммерчески успешный бренд теснит маститых «старожилов» туризма.
На 15-м месте расположилось, пожалуй, самое известное озеро России – Байкал, активно продвигаемое как туристский бренд властями Иркутской области. Это место притягивает не только российских, но и иностранных гостей. Примечательно, что озеро Байкал является брендом не только Иркутской области, но и Республики Бурятия. Однако исследование показало, что республике предстоит еще много поработать, чтобы отдых на Байкале ассоциировался у россиян в том числе и с их регионом. За Байкалом идет остров Валаам, находящийся на еще одном крупнейшем озере нашей страны – Ладожском. Это визитная карточка Республики Карелия, еще один объект которой – музей-заповедник «Кижи» – занимает 21-ю строчку нашего рейтинга.
17-е место занимает известнейший российский брендовый туристический маршрут «Золотое кольцо России». Поскольку в данном исследовании участвовали именно региональные бренды, то в опросном листе был указан участок маршрута во Владимирской области, куда вошли города Владимир и Суздаль. Ярославская область, три города которой также входят в этот популярный маршрут, продвигает свой бренд – «Ярославль – столица Золотого кольца России». Он, кстати, занял 42-е место нашего рейтинга.
Неожиданно для составителей рейтинга в середине таблицы уверенно закрепились три промышленных объекта. Так, 47-е место заняла совсем не туристическая, но крупнейшая в России Саяно-Шушенская гидроэлектростанция, расположенная в Республике Хакасия. Произошедшая в 2009 году авария на станции, ставшая причиной гибели 75 человек, глубоко запала в душу россиянам. Имея высочайшую узнаваемость, ГЭС хотели бы посетить 59% опрошенных.
Еще один промышленный объект, попавший в ТОП рейтинга, – Курская магнитная аномалия – самый мощный в мире железорудный бассейн. И хотя район расположен в пределах трех регионов, этот бренд прочно связывают с Курской областью. Всего на две позиции ниже расположился новый российский гражданский космодром Восточный – один из брендов Амурской области наряду с рекой Амур. В прошлом году здесь произвели первый пуск ракеты, а в перспективе сюда будут возить и туристов. Этот неожиданный результат показывает, что у промышленного туризма в России есть большое будущее.
Замыкает сотню лидеров полярный круг – один из самых известных брендов арктического региона, позволяющий привлечь на «край земли», Ямал, большое количество туристов.
Таким образом, в сотню вошли бренды из 45 регионов России. К сожалению, нет в ТОПе активно развивающей туризм Республики Татарстан, заявленные бренды которого «Великий Болгар» и «Остров-град Свияжск» не смогли попасть в лидеры рейтинга из-за низкой узнаваемости. Не вошли в сотню и кемеровский горнолыжный курорт «Шерегеш», и пляжи Каспийского моря (Республика Дагестан), и даже часто упоминаемый в СМИ Ельцин-центр в Екатеринбурге. Слабо были позиционированы регионами и города-организаторы чемпионата мира по футболу-2018. Видимо, там сейчас больше заняты подготовкой арен и инфраструктуры к предстоящему первенству. Хотя этот бренд явно мог бы стать локомотивом для многих регионов.
Показатели регионов по количеству брендов, вошедших в ТОП-100 Национального рейтинга
6 брендов: Владимирская область, Москва, Московская область.
5 брендов: Краснодарский край, Республика Крым, Санкт-Петербург, Тульская область.
4 бренда: Вологодская область.
3 бренда: Калининградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Костромская область, Ростовская область.
2 бренда: Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Иркутская область, Камчатский край, Курская область, Нижегородская область, Республика Карелия, Тамбовская область, Тверская область, Республика Хакасия, Ярославская область.
1 бренд: Белгородская область, Волгоградская область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Камчатский край, Красноярский край, Ленинградская область, Новгородская область, Оренбургская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Отправить комментарий
Оставьте ваш комментарий по теме